Размер шрифта: A A A
Изображения Выключить Включить
Цвет сайта ЦЦЦ
обычная версия сайта

Педагог психолог

консультация для родителей

РОДИТЕЛЬ, ГАДЖЕТ, РЕБЕНОК ИЛИ СТАТЬЯ С НЕУДОБНЫМИ ВОПРОСАМИ

В своей практике я часто сталкиваюсь с родителями, испытывающими чувство беспомощности в ситуациях, когда необходимо управлять ребенком, устанавливать какие-либо ограничения. Но в ситуациях с гаджетом я вижу не только беспомощность, но вижу страшную для воспитывающего взрослого ситуацию снятия с себя ответственности.

12

Как, почему и когда это началось?

Если взрослый снимает с себя ответственность «ну что я могу теперь сделать?», кому, в таком случае, родитель передает воспитательные функции? Государству? Ребенок остается один на один с сильной эмоциональной и гормональной зависимостью от гаджета, справится с которой он не может! Почему гормональной зависимостью? Потому что гормон радости дофамин вырабатывается организмом ребенка именно в ситуации экранных достижений и нехитрых побед в виртуальной реальности. А как обстоит дело в реальном мире?

Как ребенку в руки попадает гаджет? Чем руководствовался родитель, когда «подсаживал» (называем вещи своими именами!) ребенка на это устройство с экраном и «колоссальными» возможностями?

Часто телефон/планшет/игровой компьютер ребенок получает в качестве подарка. От бабушек и дедушек, под лозунгами «детям все лучшее» и «наш не хуже других» (ах, если бы бабушки могли смотреть в будущее…).

Наверное, родитель, видя, как ловко ребенок скачивает и устанавливает что-либо на устройство, испытывает чувство гордости. Но за этим навыком ребенка ничего нет. Ничего нет, кроме ложного родительского ощущения что ребенок «тянет» такое сложное устройство. Это устройство тянет ребенка…Сегодня установка и скачивание различного программного обеспечения настолько упрощена, что с ней легко справляется трехлетка.

Возможно некоторые родители используют гаджет чтобы «посидеть в тишине». Как будто есть необходимость «ликвидировать» чадо на какое-то время… Это такое символически страшное действо, не так ли?  Да, нам часто не хватает сил и компетенций выработать в детях навыки заботы о близких. Это систематическая работа! Поэтому проще включить электронное устройство и тем самым выключить ребенка. Хотя бы на полчаса…

И некоторые родители с ужасом отвергают предложение решить вопрос кардинально (убрать, утопить, выкинуть, потерять устройство) - «Да вы что, он же…он же не переживет!!!». То есть начнет «ломать»? 4-5-6 летку? То есть эту ситуацию нужно понимать, как ситуацию, когда второй участник зависим, а первый беспомощен? Учитывая, что формирование личности начинается в дошкольном детстве, очень неприятные вырисовываются перспективы…И как вы планируете взаимодействовать с зависимым подростком? С подростком в структуре личности которого есть кирпич «легко зависим от…» (кем заложенный?). Еще ни один родитель не представил какой-либо план на этот счет, никто не смотрит на 5-10 лет вперед. Или ребенок не вырастет? Или это «другое»?

Возможно, не все родители знают, но регулярное взаимодействие с устройствами у дошкольника искажает формирование интеллекта.  Мы, специалисты ДОУ, наверное, уже должны бить в набат – сегодня количество детей с задержкой психического развития в детских садах выросло многократно!

Ребенок с гаджетом не учится мыслить. И чем раньше он познакомится с устройством, тем тяжелее будут последствия. И страна не дождется технарей, инженеров и конструкторов. Или это не про нас? Или «с моим этого не случится»?

А занимается ли родитель отслеживанием контента, в который погружен ребенок? Чаще всего взрослые заботятся только о том, чтобы устройство не показывало порнографию. А еще нам важно чтобы деточка «не связался с плохой компанией». Гаджет – это плохая компания, если вы не контролируете среду виртуального обитания ребенка, и не задаете себе вопросов: Что смотрит мой ребенок? Как на его неокрепшую еще душу это влияет? В какую среду он погружен? Созидание или разрушение? Доброжелательность или насилие? Творчество или потребление? Ценности или их подмены?

Знаю, что родителям далеко не все равно. Но не все родители подходят к этому вопроса с высокой долей ответственности, чаще предпочитая не думать и не задавать себе неудобные вопросы, упуская самое главное в жизни... Не упускайте своих детей!

Психолог ДОУ.

Психологические особенности детей 4-5 лет

Возраст от четырех до пяти лет — период относительного затишья. Кризис 3 лет остался позади, дети стали более эмоционально устойчивыми. Снижается утомляемость, фон настроения выравнивается, становится более стабильным, менее подверженным перепадам.

Подробнее...

Психологические особенности детей 3-4 лет

Три года — это возраст, который можно рассматривать как определенный рубеж развития ребенка с момента его рождения.

 Основные потребности в этом возрасте — потребность в общении,уважении и признании. Основной и самый важный для ребенка вид деятельности — игра.

Подробнее...