Размер шрифта: A A A
Изображения Выключить Включить
Цвет сайта ЦЦЦ
обычная версия сайта

Учитель-логопед

Роль пальчиковой гимнастики в развитии речи детей

«....движения руки всегда были тесно связаны с речью и способствовали ее развитию». В.М. Бехтерев

В результате проведенных опытов и различных исследований большого количества детей, была выявлена закономерность взаимосвязи между развитием движений пальцев и возрастным развитием ребенка.

Основываясь на эти результаты, специалисты в области нейропатологии, психологи, логопеды рекомендуют стимулировать речевое развитие детей с учетом тренировок движения пальцев рук, а также активно развивать мелкую моторику. 

В результате проведенных опытов и различных исследований большого количества детей, была выявлена закономерность взаимосвязи между развитием движений пальцев и возрастным развитием ребенка.

Основываясь на эти результаты, специалисты в области нейропатологии, психологи, логопеды рекомендуют стимулировать речевое развитие детей с учетом тренировок движения пальцев рук, а также активно развивать мелкую моторику. При постоянстве и регулярности таких тренировок, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая, в свою очередь, оказывает благоприятное влияние на развитие речи. К таким упражнениям можно отнести: пальчиковую гимнастику и пальчиковые игры.

Что же происходит, когда ребенок занимается пальчиковой гимнастикой или играми? Здесь усиливается деятельность отделов мозга; развивается умение подражать взрослому; повышается речевая активность ребенка; ребенок учится сосредотачиваться, правильно распределять свое внимание; речь становится более четкой, ритмичной, яркой, усиливается контроль над выполняемыми движениями; совершенствуются процессы памяти ребенка; развивается воображение и фантазия; пальцы приобретают силу и гибкость, что в дальнейшем облегчит овладение навыка письма; ребенок получает разнообразные сенсорные впечатления.

Для пальчиковых игр можно использовать огромное количество подручного материала, такого как бумага и ткань, шнуровки, пуговицы, крупы и макароны, пластилин, природный материал, бусины, пальчиковые краски, кинетический песок и пр. Отличными тренажерами для кисти рук и пальцев является рисование, штриховка, отработка графических элементов.

Пальчиковые игры разнообразны по содержанию, их можно использовать как инсценировку каких-то рифмованных историй, сказок. Такие игры способствуют более легкому ритмическому запоминанию стихов; стимулируют речевое развитие, помогают сформировать пространственные представления, способствуют развитию наглядно-действенного мышления, внимания, слухового и зрительного восприятия. Так же развивают такие качества как любознательность, воображение, интерес к творчеству.

Пальчиковые игры–универсальны, так как можно играть в любом месте и в любое удобное время; безопасны; и выступают как уникальное средство для развития моторики.

В старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики должна стать важной составляющей подготовки к школе, соответственно пальчиковые игры системным упражнением для тренировки пальцев рук.

Подготовила учитель – логопед Лобанова Евгения Владимировна