Развитие правильного речевого дыхания
Одной из причин нарушения звукопроизношения является неправильное дыхание. Но дыхательная система ребёнка ещё несовершенна, особенно у детей с речевыми нарушениями. У таких детей дыхание поверхностное, учащённое. Поэтому следует учить их дышать правильно, глубоко, плавно.
Родители, к сожалению, не всегда обращают должного внимания на особенности дыхания. При обследовании детей с речевыми нарушениями было выявлено, что больше чем у половины из них нарушено носовое дыхание (аденоиды, хронический ринит, вазомоторный ринит, гипертрофия нёбных миндалин 2—3 степени и др.).
При неправильном дыхании:
- организм получает меньше кислорода;
- изменяется голос, нарушается речь;
- наблюдается затруднение в пережёвывании пищи;
- притупляется обоняние;
- искривляются зубы;
- дети раздражительны, плаксивы, рассеянны и вялы.
Дыхательная гимнастика укрепляет органы дыхания, улучшает кровообращение и работу сердечно-сосудистой системы, а также повышает сопротивляемость организма к простудным заболеваниям. А еще – создает основу для развития речи малышей, поскольку органы дыхания участвуют в создании звуков и слов.
Выполнять гимнастику совсем несложно, а если делать ее в форме игры, то у вас получится интересное занятие на досуге вместе с ребенком. Существует много комплексов специальных упражнений для тренировки и формирования правильного речевого выдоха (игры «Потягушки», «Ветерок», «Футболисты», «Прожорливые фрукты», «Задуй свечу», «Трубач» и т.д.). Также для формирования длительного и сильного выдоха полезно выполнять задания с использованием свистков, духовых детских инструментов, мыльных пузырей.
Очень полезно выполнять следующие упражнения:
- 5- 6 раз вдыхать и медленно выдыхать воздух, закрыв рот. Кисти рук при этом нужно положить на шею сзади или на верхнюю часть живота.
- пропевать гласные звуки, мелодии детских песен без слов, а только с помощью одного и того же гласного звука;
- повторять с ритмичными интервалами, как бы выталкивая воздух через нос, согласные звуки [б], [в], [м], [н], [т], [ж], [ш], [ф].
Подготовила учитель-логопед Лобанова Е.В.