Размер шрифта: A A A
Изображения Выключить Включить
Цвет сайта ЦЦЦ
обычная версия сайта

Важность развития звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста

Речь – одно из наиболее совершенных проявлений деятельности человеческого мозга. Дошкольный возраст очень мобилен в исправлении дефектов, в воспитании правильной и четкой дикции, развитии фонематического слуха, что так необходимо для дальнейшего обучения в школе, для грамотного письма, быстрого обучения чтению.

Коррекционная речевая работа в дошкольном учреждении имеет несколько направлений:

  • преодоление имеющихся нарушений речи у детей и предупреждение возможных вторичных нарушений речи;
  • профилактика (пропедевтика) речевых нарушений до их возникновения;
  • совершенствование разных сторон и качеств речи при отсутствии нарушений,
  • коррекция и развитие познавательных психических функций.

Практический опыт подтверждает, что развитие фонематического восприятия положительно влияет на формирование всей фонематической стороны речи. При планомерной работе по развитию фонематического слуха дети намного лучше воспринимают и различают: окончания слов, приставки в однокоренных словах, общие суффиксы, предлоги, звуки при стечении согласных и т.п.

Кроме того, без достаточной сформированности основ фонематического восприятия, невозможно становление его высшей ступени - звукового анализа, операции мысленного расчленения на основные элементы /фонемы/ различных сочетаний звуков, слогов, слов. В свою очередь, без длительных специальных упражнений по формированию навыков звукового анализа и синтеза (сочетание звуковых элементов в единое целое) дети не овладевают грамотным чтением и письмом.

Овладевая звуковой стороной слова, учась «слышать» звуки в слове, вычленять слоги, производить звуковой анализ и синтез слов, ребёнок развивает свой фонематический слух и осваивает правильное произношение звуков, учится произвольно управлять артикуляционным аппаратом; готовится к овладению грамотой и письменной речью.

От того, насколько хорошо ребёнок в дошкольном возрасте будет сориентирован в звуковой стороне речи, зависит не только усвоение грамоты, но и всё последующее усвоение языка – т.е. усвоение грамматики и связанной с ней орфографии.

Консультацию подготовила – Учитель - логопед Юлдашбаева Е.П.